→ Загадочные постройки
Солнечный усть майский район
Второй «достопримечательностью аномальной зоны являются те самые странные полосы, которые прекрасно различимы с высоты птичьего полета. Впервые обратил на них внимание в 1980-х годах геолог П. П. Серкин. Однажды он летел на самолете из Усть-Маи в Аллах-Юнь. Самолету пришлось отклониться от курса и пролететь над местом, где некогда был поселок Аяя.
Тут Серкин и заметил полосы. Вот что он сам рассказывает о своем открытии: «Увиденное было мне непонятно, и лишь спустя годы, когда стали рассказывать об НЛО и неразгаданных тайнах планеты, я узнал о взлетно-посадочных полосах в Андах и, кажется, понял, в чем дело. Было это летом 1978 года. Через 45 минут полета по маршруту Усть-Мая — Аллах-Юнь внизу начинаются обширные отроги Джугджурского хребта. На неровной гористой поверхности становятся видны сразу три широких, примерно в 30-40 м полосы, очень странно расположенные. Одна длинная, две коротких, и все вместе они пересекаются в одном месте. Точкой их пересечения является небольшое горное озеро, в которое впадает один ручей.
Полосы совершенно свободны от растительности на них нет никаких остатков: ни от деревьев, ни от кустарников. Центральная полоса, поднимаясь от озера по склону горы, как бы сквозит через скалы, потом метров триста-четыреста проходит по гребню горы, захватывая оба склона. Расставшись с гребнем, уходит в северную даль. Из-за неровностей рельефа конец полосы не виден с самолета, летящего на высоте 800-1000 м..
В этой местности в то время не было поселков, дорог. Лес беден, климат очень суров. Но откуда полосы? Если это просеки и их сделали топографы или работники лесной пожарной охраны, то по указанию какого безумного начальника полосы проходят, пренебрегая трудностями рельефа, через озеро, скальные утесы и по гребню горы?».